Липецкое региональное отделение
Общероссийской общественной организации инвалидов Всероссийское общество глухих

Круглый стол в рамках проекта «Азбука преодоления»

18 сентября 2020 года в помещении Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского при поддержке Фонда президентских грантов был организован круглый стол по вопросам, касающимся уровня образования неслышащих граждан в Липецкой области. На мероприятии присутствовали представители социальной, образовательной сфер. Также присутствовали представители общественных организаций, сурдопедагоги и переводчик жестового языка.

Были предложены вопросы для обсуждения:

  1. Роль сурдопедагога в образовательном процессе.
  2. Вопрос ранней помощи лицам с нарушениями слуха
  3. Проблема снижения качества образования лиц с нарушениями слуха.
  4. Возможность использования билингвистической системы обучения в коррекционных школах I-II типа.
  5. Обеспечение доступности общения с лицами с нарушением слуха в образовательном процессе.

Сурдопедагог Милованов Алексей Викторович подготовил доклад по каждой из предложенных проблем, а также представил результаты опроса лиц с нарушением слуха от 18 до 62 лет для оценки уровня владения письменной и устной речью. На основании опроса была составлена диаграмма, которую раздали для ознакомления всем присутствующим специалистам.

Было отмечено, что в рамках инклюзии стала нивелироваться роль сурдопедагогов, имеющих многие годы учебы и опыта работы с детьми с нарушением слуха. Службы ранней помощи детям с нарушениями слуха в основном работают с детьми с кохлеарным имплантом, что снижает качество коррекционной помощи обычным неслышащим детям. Нарушаются принципы комплектации групп и классов в образовательных организациях для лиц с нарушением слуха. Глухие и слабослышащие выпускники не справляются с вступительными испытаниями, что препятствует получению высшего образования.

Конечно все присутствующие согласились с тем, что сурдопедагогу необходимо знать жестовый язык. Ведь глухие родители тоже хотят принимать участие в образовательном процессе своих детей. Но языковой барьер не позволяет им владеть необходимой информацией и обозначать задачи для своевременного решения проблем.